Мария Федотовна Трифонова является президентом Международной академии аграрного образования, является академиком МААО, а также почётным доктором Санкт-Петербургского и Гёделевского (Венгрия) университетов.
Во время проведения беседы были обсуждены актуальные задачи российских регионов и способы их решения. Говорили о проблемах региональной науки по достижению технологического и экономического суверенитета нашей страны в сегодняшних условиях санкционного давления, об объединении усилий регионов, науки и бизнеса в создании системы управления природными ресурсами. На встрече также были рассмотрены проблемные вопросы эффективного использования научного потенциала, опыта в приоритетных направлениях совершенствования систем образования, содействия и развития научных школ по региональной и землеустроительной науке. Отмечалось, что, когда была задумана реформа РАН появилась идея преобразовать университеты в научные центры, которые ещё и ведут образовательный процесс. Но инициаторы как-то не учли, что в западных вузах система образования рассчитана в основном на самостоятельную работу студентов. Там аудиторная нагрузка студента не более 10-12 часов в неделею. А у нас же 24-26 часов в неделю (до 900 часов в год). И мы еще обязаны заниматься со студентами, вовлекая их в науку и сам профессорско-преподавательский состав тоже должен активно заниматься научной работой. К тому же материально-техническая база сегодняшних университетов не рассчитана на серьезные научные исследования. В результате получилось, что мы фактически разрушили отраслевую науку, и в первую очередь землеустроительную, и не решили вопрос финансирования науки университетов. Эта проблема сегодня требует неотложного внимания и решения.
Далее, профессор М.П. Буров не вдаваясь в историю, подчеркнул, что сегодняшнее землеустройство надо рассматривать как многодисциплинарную научную область, которая имеет социальную, экономическую и экологическую значимость, опирается на достижения региональной науки и практики, имеет юридическую и аграрно-биологическую стороны землеустроительных работ, неразрывную и традиционную связь с архитектурой, градостроительством, пространственной организацией поселений, инженерными работами геодезического и мелиоративного характера.
Экономическая значимость землеустройства всегда подчеркивалась в прошлом и сегодня экономический аспект землеустройства связан с решением следующих задач:
- Создание пространственных условий для совершенствования и развития всех отраслей национальной экономики;
- Организация сельскохозяйственных угодий для развития АПК;
- Устройство системы землепользований многоукладной экономики;
- Участие в формировании земельного рынка.
Одной из ключевых тем беседы стали вопросы совместной деятельности по проведению исследований и развитию проектов в сфере современного землеустройства и оптимизации землепользований в российских регионах. Отмечалось, что нужны новые идеи по совершенствованию теории и практики стратегического планирования регионального развития в новой реальности, по улучшению качества сельхозугодий, актуализации норм отвода земель, корректировке национальных проектов и госпрограмм, оптимизации решений землеустроительных задач и социальных проблем кадастровой деятельности (реформы). Требуется создать теорию земельных отношений, теорию земельного рынка, теорию ценообразования земель, теорию использования земель природных образований, административных и урбанизированных территорий, использования и устройства земель городов и сельских поселений, оценку земель поселений.
По результатам встречи достигнута договоренность об участии представителей кафедры Региональной экономики и управления природными ресурсами в круглых столах, конференциях и форумах, проводимых МААО на регулярной основе. М.Ф. Трифонова пригласила сотрудников кафедры к публикации своих трудов в многопрофильном научном журнале «Известия МААО».
Встреча прошла в продуктивном ключе, с большими научными и образовательными планами, а в заключение почетный профессор ГУЗ, д.э.н., профессор М.П. Буров подарил Марии Федотовне свою авторскую книгу, изданную в издательстве «Экономика»: «Уроки пройденного пути: размышления о минувшем, настоящем и будущем».